Гармония с природой воспитывается с детства

Мы продолжаем серию публикаций, посвященных истории программы «Человек и биосфера», беседой с директором Данковской средней школы.

Поселок Данки — самый ближний сосед Приокско-Террасного биосферного заповедника. Многие сотрудники заповедника — в прошлом и сейчас живут в Данках, воспитывают своих детей. Связи поселка и заповедной территории — очень близкие и многое в этих отношениях формируется в детстве. Ольга Владимировна Кабанова — директор Данковской средней школы, считает, что соседство с заповедником — во многих смыслах залог гармоничного развития её учеников.

Ольга Владимировна, каковы отношения вашей школы с Приокско-Террасным заповедником?

Наша дружба с Приокско-Террасным заповедником очень давняя. У нас более 30 лет существует научно-экологическое общество и оно не прекращало работу ни на один год и именно акцент в его работе — на сотрудничество с заповедником. Ведь это огромные возможности, которых нет у других. Например, знаменитая Станция фонового мониторинга. Здесь можно познакомиться с настоящей научной работой, причем такой, которая ведется уже давно. Здесь идут наблюдения за водой, за воздухом. Под руководством сотрудников заповедника наши ученики проводят свои первые исследовательские работы и это не просто наука — учебные проекты. Дети очень хорошо понимают, что это тот воздух, которым мы дышим и вода, которую мы пьем. Воспитательный эффект очень большой, не только учебный.

Помогает ли вам в вашей работе соседство с заповедной территорией?

Наш поселок Данки — уникальное место. Мы хорошо понимаем, что нам повезло, как немногим — ведь мы непосредственно соседствуем с биосферным заповедником, причем знаменитым и единственным в Московской области. Мы сейчас уже не мыслим свою жизнь без этих дружеских связей, без совместной учебно- воспитательной работы. Другими словами — без экскурсий, праздников, конкурсов, выставок, мастер-классов, которые организует заповедник. Ведь кому-то за этим надо ехать несколько часов, а к нам сотрудники заповедника приходят сами или мы приходим к ним. Достаточно только пройти по тропинке.

Наши дети это, кстати, отлично понимают. Они с самого младшего возраста многое узнают о жизни живой природы, лесных обитателей. Со временем к ним приходит и понимание экологических проблем, того, что без их решения человечество не сможет существовать. Ведь детский ум пытлив; наши дети многое наблюдают, осмысливают, проводят сравнения и делают выводы и даже убеждают тех, которые «не с ними» относиться к природе по-доброму.

Как вы понимаете тот факт, что ПТЗ — это биосферный резерват, каковы его задачи?

Мы, конечно, понимаем, что живем в непосредственном соседстве с биосферным резерватом. Ближе, чем кто бы то ни было. Ведь это — очень важно! Я считаю, что те организации, которые находятся в нашем регионе, по соседству с заповедной территорией, должны правильно понимать те задачи, которые заповедник ставит, те задачи, которые поставлены ЮНЕСКО в программе «Человек и биосфера» и распространять эти знания. Наша педагогическая учебная работа в этом процессе играет огромную роль. Отношение к природе, к тем животным, которые живут рядом с нами, а в конечном итоге и к огромной биосфере, живой оболочке Земли, формируется в детстве. Сохранить ту природу, которая рядом с тобой, значит сохранить частицу биосферы. Это задача каждого человека. Я очень рада, что мы можем заниматься этими вопросами вместе с заповедником.

А есть ли среди ваших учеников те, кто, возможно, придет работать в заповедник в будущем?

В силу нашего соседства некоторые сотрудники заповедника — это в прошлом наши школьники, а сегодня — наши родители. Работа в заповеднике — прочувствована в семье. Детьми, родителями, несколькими поколениями и поэтому случайного чего-то в нашей работе быть просто не может. Я очень надеюсь на то, что среди наших сегодняшних учеников обязательно найдутся те, которые выберут профессию, связанную с сохранением природы, животного мира и может быть, они придут работать в заповедник. Такие примеры у нас были и я, надеюсь, еще будут.

Возможна ли вообще гармония в отношениях между человеком и природой? Каковы пути ее достижения?

Конечно возможна! Ведь она достигается сначала в самом малом. Учиться этой гармонии надо с самого детства. Наши дети, мои ученики — сельские дети. Им в этом отношении изначально больше повезло — ведь они живут на земле, практически среди природы, рядом с лесом, речными лугами. Вышел за калитку — и природа рядом. Но я очень благодарна заповеднику и его сотрудникам за то, что они работают не только с сельскими детьми, но и с городскими школьниками. Городские дети — другие. Они на асфальте выросли и когда они приезжают в заповедник на мероприятия, которые для них проводятся — это для них целые открытия и заповедник вместе с нами ищет для этого интересные формы, чтобы было и понятно, и увлекательно. Например, Спартакиада, которая недавно была, помогает детям соревноваться в знаниях, в спортивной сноровке — но и вместе с этим понимать, как важно сохранять живую природу. Путь к гармоничному формированию личности идет по лесной тропинке. Иначе — с чем мы останемся — с асфальтом?

Я хочу пожелать всем сотрудникам заповедника — доброго здоровья, благополучия, успехов творческих на том поприще, на котором они работают. Ну и конечно — помощи нашему учреждению, нашим детям. Мы в этом очень нуждаемся. Огромное спасибо!