«Заповедная земля в годы войны»

Линия обороны

Сегодня, из 21-ого века, спустя 80 лет с окончания Великой Отечественной Войны хорошо известно, что наступавшие в 1941 году немецко-фашистские войска не смогли прорваться в Заокский край и были отброшены назад зимой 1941-1942 годов.

Но, хотя фронт до левой стороны Оки и мест, где в 1945 году появился Приокско-Террасный заповедник, не дошел, война здесь была и оставила множество напоминаний. Осенью и зимой 1941 года Заокский край стал прифронтовой полосой, где решалась судьба огромного сражения.

В 1941 году в преддверии немецкого наступления началось строительство оборонительных рубежей на подступах к столице. Поздней осенью из населения приокских деревень: женщин, стариков и подростков были сформированы бригады для рытья окопов. Их руками вырыты укрепления на левом берегу Оки от Лужков до Турово. Вдоль всей линии создавались рубежи на случай прорыва немцев.

Воспоминания очевидцев, Шишов Николай д. Балково: «В это время на Оке возводилась оборонительная линия, фактически все трудоспособное население было мобилизовано на проведение этих землеустроительных работ. Трудились с энтузиазмом, безвозмездно, правда, давали в день по 600 граммов хлеба на человека.»

Данные укрепления относились к Можайской линии обороны, хотя не на всех картах они были отмечены. Тем не менее, секретом для немцев этот рубеж не стал — на картах немецкого генштаба периода осеннего наступления на Москву наши укрепления на границе нынешнего Приокско-Террасного заповедника показаны красной линией. 

Ключевыми этапами, решившими судьбу данного района и не позволившими немецким войскам его оккупировать, стали несколько событий, о которых мы расскажем в следующей публикации.

Оборона мостов

В октябре 1941 года немецкое наступление докатилось до Оки. 18 октября гитлеровские войска заняли Малоярославец и Тарусу, захватили левый берег Оки от Тарусы до устья Протвы. Положение Серпухова было чрезвычайно опасным — к середине октября противник находился всего в 6–7 километрах.

Немцам важно было перерезать серпуховский железнодорожный и находившийся тогда рядом с ним ветхий деревянный автомобильный мосты, по которым активно шли перевозки подкреплений и снаряжения в сторону Тулы. Выйдя к Тарусе, немцы начали обстрел мостов дальнобойной артиллерией, на пределе её возможностей. И хотя лед вокруг мостов был испещрен воронками, ни один снаряд в цель не попал.

Так как существовала вероятность, что враг захватит мосты, их заблаговременно подготовили к подрыву, а в километре от них, в специальном укрытии, находился боец с «машинкой».

Из воспоминаний очевидцев, Валентин Васильевич, г. Серпухов: «Во главе гарнизона моста через Оку был сержант Ясинский Николай Григорьевич. Когда немцы приближались, все запаниковали, разбежались. Дали команду взорвать мост. А сержант не стал взрывать, он только своему взводу приказал отойти от моста на окраину Серпухова, а сам остался на мосту, на рычаге. Двое суток сидел».

Также важнейшим узлом противовоздушной обороны района стал аэродром Липицы, на котором базировался 178-й истребительный авиационный полк. Располагался аэродром в пойме Оки. В июне 1941 года здесь разместились первые 33 истребителя И-16. Задачей полка было прикрытие серпуховского железнодорожного моста через Оку и стоявшего рядом ветхого автомобильного моста. Кроме истребителей, мосты защищали 19 зенитных орудий, некоторые из которых были пулеметными.

Свою задачу 178-й полк выполнил — немецкой авиации так и не удалось разрушить мосты.

Яндекс.Метрика