Любая территория наполнена своей историей, и наш заповедник не является исключением. Тут истории животных и людей переплетаются самым разным образом, становятся легендами, а иногда превращаются в самостоятельное реальное место, которое продолжает жить уже своей жизнью.
Хочу рассказать как у меня появилась своя лавка… Эта история, начавшаяся более четверти века назад, не о предпринимательстве, а о людях с их увлечениями, заповеднике с его природой и конечно мастерстве художника. Рассказ получился на несколько частей, и сегодня начну его с истории как родилась идея и ее символ — логотип.
Конец 80-х, свобода кооперации и предпринимательства. Подходит ко мне Сергей Лубягин – лесник заповедника, отец большого семейства и предлагает организовать кооператив по производству и реализации фотографий природы посетителям заповедника. Мы оба увлекались фотографией. У него в доме выделен уголок для фотолаборатории, где можно было проявлять и печатать фотографии не только ночью, но и днем, а у меня уже тогда было достаточно много снимков дикой природы, в том числе зубров.
Первое, с чего мы начали – придумали и сделали эмблему, которую можно было бы использовать прямо на фотографиях, сейчас это называют «логотипом». Мы выбрали три объекта природы, которые характеризовали наш заповедник. Центральный объект – зубр, для этого выбрали портрет взрослого зубра-быка. В качестве других символов были избраны два редких, с крупными красивыми цветами, растения: Венерин башмачок – лесное и Рябчик русский – представитель степи. Кстати, рябчик русский в настоящее время, является флористическим символом Серпуховского района. Фоном для логотипа выбрали лист березы. Невозможно сейчас представить: с каким трудом все это было воплощено. Надо было подобрать и напечатать фотографии, подходящие по сюжету и нужного масштаба. Березовый лист отсняли для этого специально, с применением макро-колец. Затем, всё это было собрано, как в детской аппликации, вырезано и приклеено.
Надпись попросили сделать орнитолога – великолепного художника Кулигина Сергея Дмитриевича. Потом логотип отсняли, проявили и напечатали разными размерами. Снова вырезали по контуру, наклеили на фотографии и снова отсняли, лишь тогда получался негатив, готовый для окончательной печати. На эту работу ушло более двух недель. Сейчас, в век цифровой фотографии и графических редакторов такой подход вызывает лишь улыбку. Возможно, это была одна из первых попыток создать единую эмблему нашего заповедника.
Мы предлагали экскурсантам много разных объектов природы, но большей популярностью пользовались зубры и другие звери. Впрочем и сейчас у посетителей заповедника такие же предпочтения. Шло время. Сергей был занят семьей, и я уже самостоятельно печатал эти памятные фотографии. По ночам ванная комната в квартире использовалась как лаборатория. Там печатались фотографии различного размера: от тетрадного листа до визиток. Даже карманные календарики изготавливались таким способом, только их приходилось склеивать из двух разных изделий: лицевая сторона-фотография, а обратная — собственно календарь, напечатанный на ксероксе, дальше клей-утюг-обрезка. Все изображения были черно-белыми, но прогресс не стоит на месте – у нас появились минилабы, где проявляли и печатали цветные фотографии и постепенно наши черно-белые снимки перестали быть востребованы посетителями. На смену им пришли цветные фотографии.
Но это уже другая история…
Александр Куличенко
На фото — хроника событий.
.